02.07.2024
2 июля 2024 г. в Диссертационном совете 99.0.131.03 состоялась защита диссертации на соискание ученой степени кандидата культурологии (специальность 5.10.1. Теория и история культуры, искусства). Диссертационное исследование «Корабельные мотивы в русской средневековой культуре» было представлено Лидией Владимировной Мадиковой. Работа выполнена в отделе материального наследия ФГБНИУ «Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачёва».
Научный руководитель:
ОКОРОКОВ Александр Васильевич, доктор исторических наук, ФГБНИУ «Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия имени
Д. С. Лихачёва», заместитель директора по научной работе
Официальные оппоненты:
СКОТНИКОВА Галина Викторовна, доктор культурологии, профессор, ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный институт культуры», профессор кафедры теории и истории культуры
КРИЖЕВСКИЙ Максим Владимирович, кандидат искусствоведения, ОЧУ ВО «Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет», доцент кафедры истории и теории христианского искусства
Ведущая организация:
ФГБОУ ВО «Российский государственный художественно-промышленный университет имени С. Г. Строганова»
Обосновывая актуальность работы, соискатель подчеркивает, что мотивы корабля имеют широкую репрезентацию в русской культуре, являясь центральным образом множества выдающихся произведений архитектуры, изобразительного искусства, литературы и музыки. Представленное исследование сфокусировано на комплексном историко-культурологическом анализе корабельных мотивов, нашедших свое отражение в русской средневековой живописи XV–XVII вв. на примере икон, фресок и миниатюр.
В диссертации Л. В. Мадиковой впервые в рамках одного исследования представлено большое количество разнообразных интерпретаций символа и образа корабля, распространенных в культуре; произведено сравнение особенностей репрезентации образа корабля у разных народов в разные эпохи. Одной из важнейших позиций, определяющих научную новизну исследования, стало то, что иконы, фрески и миниатюры XV–XVII вв. впервые были использованы в качестве источников изучения культуры кораблестроения и судоходства на Руси в эпоху средневековья.
Исследователю удалось выявить особенности русского средневекового изображения корабля на иконах, фресках и миниатюрах. В процессе работы были также сделаны прориси судов, представленных в живописных произведениях русской средневековой культуры, на основе которых выявлены конструктивные характеристики реальных кораблей исследуемой эпохи. Исследование выявило зависимость изображения судов от тенденций, присущих иконописным школам в разные периоды.
В результате проведенных научных изысканий было установлено, что изображения кораблей и лодок и их конструктивных элементов различаются в зависимости от авторства и местности, где был произведен памятник культуры, а также зависят от тенденций, распространенных в то время в художественной культуре. Исследователь отмечает, что кораблям и лодкам, изображенным на иконах, фресках и миниатюрах, были присущи конструктивные особенности, характерные для реальных судов, ходивших в XV–XVII вв.
Полученные результаты могут быть использованы при изучении традиционного судостроения и реконструкции древнерусских судов.
Диссертационное исследование было высоко оценено официальными оппонентами, научным руководителем и членами Диссертационного совета.
В ходе дискуссии была отмечена актуальность и научная новизна исследования. Кроме того, участники заседания подчеркнули научную эрудицию соискателя, системность и тщательность в интерпретации разнообразного теоретического и практического материала.
То, что диссертация состоялась, ни у кого нет сомнения… Здесь – сложившийся специалист в этой достаточно редкой и востребованной области, учитывая интерес, который сейчас проявляется к культурному наследию и в том числе к научно-техническому наследию, разновидностью которого являются корабли и корабельные мотивы как их визуализация… Автор продемонстрировала хорошие навыки историографического анализа, источникового анализа, много применено и искусствоведческих методов, – то есть великолепная реконструкция, с одной стороны корабля как символа, с другой стороны, корабельных мотивов как источника для реконструкции корабельной техники.
Член Диссертационного совета, д-р ист. наук, проф. А. Н. Еремеева
Безусловно, хорошая, добротная работа, и, без всякого сомнения, она представляет собой новое слово в науке: и в культурологии, и в исторической науке… Что я бы хотел пожелать соискателю для дальнейших исследований, — это усиления философской части работы. Мы с вами, без всякого сомнения, присутствовали сегодня при рождении научной школы, основателем которой я не побоюсь назвать Александра Васильевича Окорокова, который воспитал очень грамотного, интересного ученого… Считаю, что работа удалась, защита состоялась.
Член Диссертационного совета, д-р ист. наук С. С. Ипполитов
Работа не только актуальна, она не только полностью соответствует специальности… но, самое главное, имеет фундаментальный характер. В этом плане она значительно выходит за пределы кандидатской диссертации, хотя соискатель молод, и это говорит о том, что в своих исследованиях она пойдет дальше. Я полностью поддерживаю ту точку зрения, что в диссертации фактически мы имеем дело с появлением нового направления в культурологических исследованиях, потому что судно, корабль, как ни странно, в культурологическом смысле объект недостаточно исследованный. Диссертация имеет практическую ориентацию, на материале диссертации безусловно появится монография, – считаю, что соискатель достойна присуждения степени кандидата культурологии.
Член Диссертационного совета, д-р филос. наук, проф. Б. П. Борисов
По итогам голосования было принято единогласное решение о присуждении соискателю ученой степени кандидата культурологии.
Поздравляем Лидию Владимировну с успешной защитой кандидатской диссертации и желаем ей новых научных достижений!
С текстом диссертации, авторефератом и отзывами на работу можно познакомиться на сайте Диссертационного совета 99.0.131.03.