С. Ю. Житенёв, В. С. Новиков

Зарубежный опыт использования объектов наследия в целях патриотического и нравственного воспитания молодёжи [1]

Патриотическое воспитание осуществляется в процессе социализации личности в различных сферах жизнедеятельности общества, в результате участия молодёжи в работе патриотических организаций, образовательных мероприятий, которые проводятся на институциональном уровне. С целью обогащения российского опыта патриотического и нравственного воспитания молодых людей, актуальным является изучение наиболее успешных зарубежных подходов к работе с молодёжью с использованием объектов культурного и природного наследия.

Проведенный анализ практических результатов успешных программ и проведения современных мероприятий позволяют использовать, с учётом региональных и культурных особенностей России, элементы зарубежного опыта в сфере государственной молодёжной политики и в деятельности общественных объединений Российской Федерации. Работа с молодёжью охватывает широкий спектр деятельности социального, культурного, образовательного и политического характера, которая осуществляется вместе с молодёжью и для молодёжи, в которую в последнее время были также включены спорт и услуги для детей и молодых людей. Такая деятельность относится к сфере специализированных форм досуга, которую организуют общественные организации, профессиональные специалисты по работе с молодёжью и которая основывается на неформальных процессах обучения и образования «вне школы» и принципе добровольного участия. Полагая, что поддержка разнообразных форм работы с молодёжью может являться дополнительным фактором для успешного экономического и социального развития многие государства разрабатывают программные и правовые документы по основным направлениям молодёжной политики. В зарубежных странах принимаются законодательные акты по осуществлению программ, направленных на обучение в течение всей жизни, оказание финансовой поддержки молодёжным организациям и проектам, в том числе по использованию культурного и природного наследия для обучения и воспитания.

Осуществление молодёжной политики в зарубежных странах можно условно подразделить на европейскую и англо-саксонскую модели. Выбор модели обусловлен типами государственного устройства, степенью участия стран в интеграционных объединениях и другими факторами. Европейская модель характеризуется выстроенной системой взаимодействия различных сфер политики, в которой есть приоритеты, цели, задачи и ожидаемые результаты. Для англосаксонской модели, применяемой в Соединенных Штатах Америки и Канаде, характерен подход поддержки исключительно добровольческой деятельности и молодёжных организаций без системного участия государства в реализации молодёжной политики. Молодёжная политика Великобритании носит черты как англосаксонской, так и европейской модели.

Япония, используя европейскую модель молодёжной политики, опирается на исторические традиции использования системы образования для централизованного и управляемого процесса воспитания у молодёжи моральных ценностей, гордости за свое отечество. Этические нормы, основанные на пяти конфуцианских добродетелях (гуманность, долг, благонравие, мудрость, искренность), были предметом изучения ещё в средневековых школах Японии. Японская система морального и патриотического воспитания тесно связана с государственной системой образования. В декабре 2006 г. правительством Японии был принят обновлённый закон об образовании, особое место в котором отводится «воспитанию любви к малой родине» и истории страны. В преамбуле закона написано: «Мы будем осуществлять воспитание и обучение в целях создания новой культуры, следуя традициям <…> Мы будем утверждать основы обучения и воспитания с тем, чтобы раскрывать будущее нашей страны» [2]. Целью образовательной реформы явилась «ликвидация упадка морали, привитие любви к родине и народу». Закон об образовании вменяет в обязанность учителям иметь самим и передавать ученикам «чувство патриотизма и национального достоинства», чтобы воспитывать молодых амбициозных людей, которые будут с достоинством строить свою страну. Постановлением Правительства «О свободе слова и патриотизме в Японии» была введена система оценки патриотизма в школах, что вызвало критику со стороны общественности, считающей недопустимым оценивать «Чувства любви к своей стране и национальное самосознание японца» по бальной шкале.

В Республике Казахстан основными документами, регулирующими жизнь молодёжи, являются: Закон о государственной молодёжной политике, Концепция воспитания и Концепция государственной молодёжной политики. Важнейшими задачами являются: «создание необходимых условий для формирования, развития и профессионального становления личности на основе национальных и общечеловеческих ценностей»; и «реализация прав ребёнка на воспитание, образование и всестороннее развитие, сохранение родного языка, культуры, национальных обычаев и традиций, на информированность, укрепление здоровья». Значительное внимание уделяется и эстетическому воспитанию казахской молодёжи, что дополняет трактовку духовно-нравственного воспитания. Формирование нравственно-духовных ценностей молодёжи осуществляется через приобщение к художественной культуре, приобщение к мировым художественным ценностям разных эпох и народов, через призму национального и общечеловеческого.

Большинство стран (особенно это характерно для федеративных государств) имеют трехуровневую структуру реализации молодёжной политики (вертикальные, горизонтальные связи и участие молодёжных организаций) что формирует возможность эффективной реализации молодёжной политики на региональном и муниципальном уровнях, с учётом потребностей и нужд местной молодёжи. Главная задача современной европейской молодёжной политики – создать условия для позитивного перехода от молодости к взрослой жизни, характеризующейся, прежде всего, самостоятельностью и ответственностью. За время пребывания в молодёжной возрастной группе человек должен овладеть профессиональными навыками, усвоить свои права и обязанности, пройти курс гражданского и нравственного воспитания. Целями молодежной политики является создание возможностей для занятости молодых людей и формирование ресурсов и мотивации для использования этих возможностей, используя образовательные процессы и профессиональную подготовку.

В последние 20 лет наблюдается процесс увеличения внимания к молодёжной политике, совершенствования механизмов её реализации, принятия новых законодательных актов. Особенно этот процесс заметен в работе международных институтов. В 2001 г. Европейский Союз принял Белую книгу «Новые стимулы для европейской молодёжи», в 2005 г. был принят Европейский молодёжный Пакт, в 2009 г. утверждена новая стратегия молодежной политики Европейского союза «Молодёжь – инвестирование и предоставление возможностей». Так называемая Белая книга «Новые стимулы для европейской молодёжи» (European Commission White Paper a New Impetus for European Youth) [3] содержит приоритетные направления развития молодёжной политики в Европе на ближайшую перспективу. Целью её принятия являлось объединение всех заинтересованных лиц, действующих в сфере молодёжной политики, и предоставление молодым людям возможности более активно участвовать в процессе принятия решений. В Белой книге пять основных тематических разделов: участие, образование, занятость (включая профессиональное обучение и социальную интеграцию), благосостояние (включая самостоятельность и личную культуру) и европейские ценности (включая мобильность и взаимоотношения с остальным миром).

Программа «Молодёжь в действии» (2007-2013 гг.), утверждённая Европейским парламентом и Советом Европы, явилась инструментом неформального и информального (самостоятельного) образования в Европе, дающим молодёжи возможность получить необходимые ей знания, умения и навыки, обеспечивала участие в гражданских делах и повышение занятости молодежи с ограниченными возможностями. Неформальное образование осуществляется за рамками официальной системы образования, привлечение молодых людей происходит на добровольной основе, однако сам процесс является спланированным и направленным на личностное и социальное развитие молодёжи.

В 2008 г. на конференции министров по делам молодёжи государств-участников Европейской культурной конвенции Совета Европы была принята декларация «Будущее молодёжной политики Совета Европы: Повестка дня 2020» (The Future of Youth Policy of the Council of Europe: Agenda 2020) [4], которая определяет три приоритетных направления европейской молодёжной политики на ближайшие годы: права человека и демократия, культурное многообразие и межкультурный диалог, социальная интеграция молодых людей, с шестью предметными областями в каждом из направлений. В апреле 2009 г. утверждена стратегия молодёжной политики Европейского союза на 2010-2018 гг. под названием «Молодёжь – инвестирование и предоставление возможностей» [5]. Стратегия признает, что молодёжь является наиболее уязвимой группой общества, особенно в период экономического и финансового кризисов. Вместе с тем в стареющем европейском обществе молодёжь является ценным ресурсом. Поэтому стратегия основана на сочетании двух подходов: вложение средств в молодое поколение и его благополучие; наделение молодых людей более широкими социальными полномочиями в целях обновления общества и его ценностей. Молодёжная стратегия предполагает сотрудничество стран ЕС в целях создания более широких возможностей для молодёжи, расширения её доступа ко всем социальным ресурсам, укрепления солидарности между обществом и молодым поколением.

Новая стратегия основана на межсекторном подходе и включает, как краткосрочные, так и долгосрочные меры в таких сферах, как образование, трудоустройство, творчество, предпринимательство, социальная включенность, здоровье, спорт, участие в гражданских делах и волонтёрство. Важнейшей сферой молодёжной политики является поддержка творчества и предпринимательства молодых людей, привлечение их внимания к сферам науки и искусства. В сфере образования важнейшим инструментом должна стать поддержка дополнительного (неформального) образования, повышение его качества, формальное признание его результатов и интеграция в систему существующих профессиональных квалификаций. Стратегия также указывает на необходимость межведомственного и межотраслевого подхода к молодёжной политике на всех уровнях: европейском, национальном, региональном и местном, причём этот подход должен быть обеспечен как горизонтальными, так и вертикальными связями. Период до 2018 г. разделён на трехлетние этапы. В конце каждого трехлетнего цикла, составляется доклад по вопросам молодёжи с целью двойной оценки прогресса в достижении общей цели молодёжной стратегии ЕС и установления приоритетов молодёжной политики на предстоящий рабочий цикл.

Итоги первого этапа (2010-2012) подтвердили актуальность молодёжной стратегии ЕС и общих целей:

  1. создание равных возможностей для всех молодых людей в образовании и на рынке труда;
  2. содействие развитию гражданственности, социальной интеграции и солидарности.

Исследования, проведенные в рамках молодежной стратегии ЕС, подтвердили важность приобщения молодёжи к творчеству и культуре, используя передовой опыт и предложения по устранению препятствий, таких как стоимость и расстояние. Второй трехлетний цикл молодёжной стратегии (2013-2015) посвящен ликвидации проблем, появившихся у молодых людей в результате кризиса в странах ЕС. Наряду с развитием инновационного и творческого потенциала молодёжи будет уделено внимание занятости и предпринимательству, расширению доступа к рабочим местам, социальной интеграции, здоровью и благополучию. Сейчас в Европейском союзе осуществляется ещё одна новая программа (2014-2020 гг.) по образованию, молодёжи и спорту – «Эразмус плюс» (Erasmus+) с общим бюджетом примерно 16 млрд евро. Основным отличием новой программы от её предшественниц является то, что она объединила все существовавшие ранее программы: «Непрерывное образование» (состоит из подпрограмм «Леонардо да Винчи», «Комениус», «Грюндтвиг», «Эразмус» и «Жан Монне»); «Молодёжь в действии» и пять других международных программ, включая «Эразмус Мундус» и «Темпус». Программа нацелена на выход за пределы предыдущих программ, путём поощрения взаимодействия и взаимного обогащения в различных областях образования, профессиональной подготовки и молодёжи, снимая искусственные границы между различными действиями и проектными форматами, способствуя новым идеям, привлекая новых участников из сферы труда и гражданского общества и стимулируя новые формы сотрудничества. Программа «Эразмус плюс» рассматривается как эффективный инструмент для удовлетворения реальных потребностей развития человеческого и социального капиталов в Европе и за её пределами.

Молодёжная политика европейских стран основана на неформальном образовании, главная задача которого – стимулировать обмены и дискуссии среди молодёжи, волонтёрскую деятельность и активную гражданскую позицию. Через различные образовательные программы уделяется внимание становлению самосознания, национальной идентичности подрастающего поколения, однако концепции патриотического воспитания молодёжи как таковой в объединенной Европе нет.

Об отношении к патриотизму в европейских странах можно судить по опубликованной в журнале «Новая Польша» (№ 4 за 2014 г.) статье «О европейском патриотизме» [6]. Автор утверждает, что понятие патриотизм ассоциируется, прежде всего, с государственностью и утверждением национальных ценностей. С безусловной самоотдачей и склонностью посвятить себя благу государства и сограждан. Сегодня патриот самореализуется, формируя окружающую его действительность, ценностью для него является забота об общем благе и укрепление общественного капитала страны. Сплачивавший уходящее поколение европейцев миф об отцах-основателях, действовавших в объединительном духе, уже недостаточно привлекателен для нового поколения. Весьма вероятно, что поколение «Эразмуса» [7] вообще не будет задумываться над новой моделью европейского патриотизма, признав патриотизм изжитой и не подходящей к реалиям нынешней свободной Европы концепцией.

Построение новой экономической модели, в основе которой лежит развитие творчества, инноваций и образования, а также широкое использование цифровых технологий, как и само будущее Европы, напрямую зависят от молодёжи, что было признано в «Обновленной социальной повестке» Европейского союза, направленной на создание новых возможностей для его граждан (2009). Важным направлением европейской молодёжной политики является связь культуры с творчеством [8]. В последние десятилетия стало очевидным, что творчество (креативность) является не только талантом, данным конкретному человеку, но квалификацией, которую могут и должны приобрести люди, обучаясь и совершенствуясь. Как следствие, творчество рассматривается как цель в процессе воспитания и образования детей. Творчество является ключевым фактором культурного самовыражения, а культура играет роль катализатора для творчества. Творчество и инновации являются бурно развивающимися факторами предпринимательства и приобретения навыков, необходимых для новых рабочих мест. Они способствуют экономическому процветанию, а также социальному и индивидуальному благополучию и поэтому рассматриваются в качестве ключевых компетенций для обучения в течение жизни.

С началом экономического кризиса в 2007 г. творчество стало рассматриваться в качестве основного личного умения справиться с проблемами и новыми требованиями. Гибкое мышление, нетрадиционные методы и творческие способы решения проблем – необходимые подходы к инновациям, которые являются главным двигателем экономики Европейского Союза. Связь между культурой, экономикой, образованием и творчеством в последние годы обсуждается на различных конференциях. Европейский год творчества и инноваций (2009) явился отправной точкой для дальнейших исследований о важности творчества в жизни молодых людей. В качестве примера можно привести конференцию, состоявшуюся в Швеции (2009) на тему «Стимулирование творческого поколения – детей и молодёжи к новой культуре и медиа-пространству», в которой приняли участие более 350 экспертов, практиков и политиков из 30 стран. В дискуссии относительно способов стимулирования творчества и инноваций, особое внимание было уделено «оцифрованной жизни» [9] и деятельности в Интернете подрастающего поколения. Молодое поколение активно использует новые возможности приобретения знаний и творческого участия в повседневной социальной жизни и придаёт большое значение этой деятельности. В то же время было подчеркнута необходимость изучения молодыми людьми рисков, связанных с этими видами деятельности, так как «цифровой разрыв» между поколениями не только влияет на знания и поведение, но и человеческие отношения. В странах Европы для обучения и воспитания молодёжи используется культурное наследие. В октябре 2005 г. была принята Рамочная Конвенция Совета Европы о значении культурного наследия для общества. Статья 2 определяет культурное наследие как «совокупность ресурсов, унаследованных от прошлого, и которое люди считают, независимо от своей принадлежности, отражением и выражением своих постоянно меняющихся ценностей, верований, знаний и традиций. Оно включает все аспекты окружающей среды, которые возникли в результате взаимодействия между людьми и пространством в ходе исторического развития». Конвенция акцентирует внимание на общем наследии Европы, все формы которого вместе составляют общий источник памяти, понимания, самобытности, сплоченности и творчества, и идеалов, принципов и ценностей, родившихся из опыта, накопленного благодаря прогрессу и конфликтам прошлого, и способствующих развитию мирного и стабильного общества, основанного на уважении прав человека, демократии и верховенстве закона.

В Конвенции особо подчеркнута связь культурного наследия и знаний. Стороны, подписавшие этот документ, приняли обязательство:

  • укреплять связь между образованием в сфере культурного наследия и профессиональной подготовкой;
  • способствовать включению измерения культурного наследия во все уровни образования;
  • содействовать междисциплинарным исследованиям в области культурного наследия, культурных общин, среды и их взаимодействия.

Знакомство с культурным наследием приобретает всё большее значение в образовательных и культурных учреждениях Европы. Европейский Союз, ЮНЕСКО и другие международные организации, уделяя внимание защите культурного и природного наследия, используют это наследие в качестве инструмента для обогащения процесса обучения и воспитания населения, прежде всего молодых людей. Задача заключается в том, чтобы поддерживать в европейцах чувство их общей культурной самобытности путём привлечения внимания европейцев к малоизвестным объектам культуры регионального и местного значения, организовав не только процесс обучения, но и повышения качественного уровня культурно-познавательных туристских маршрутов по местам, имеющим большое значение для европейской культуры.

Использование культурного наследия в процессе образования даёт возможность молодёжи усвоить важность наследия как такового и его роли в развитии общества. С целью обобщения и распространения имеющегося опыта группа педагогов и работников культуры из Бельгии, Австрии, Италии, Нидерландов, Франции, Румынии и Польши начала осуществлять проект, направленный на приобретение навыков непрерывного образования, используя культурное наследие для воспитания. Этот проект, созданный на базе партнёрства преподавателей четырех учебных заведений и пяти учреждений культуры, координатором которого является Landcommanderij Alden Biesen (Бельгия) – государственный культурный центр агентства искусств и наследия Министерства культуры Фламандского правительства, который расположен в старинном замке [10]. Центр организует национальные и международные проекты и курсы, семинары и конференции в сфере европейской культуры и образования. Здесь проходит крупнейший Международный многоязычный фестиваль сторителлинга [11] в Европе. Проект получил название «Возможности использования культурного наследия для воспитания и приобретения ключевых компетенций» (Acquisire competenze chiave attraverso l’educazione al patrimonio culturale – Aqueduct). Был разработан методологический подход и руководство по осуществлению проекта Aqueduct, в котором представлены различные методики обучения и воспитания [12]. Проект Акведукт направлен на оказание помощи преподавателям и другим воспитателям, с тем, чтобы коллективный опыт стимулировал использование культурного наследия в обучении и воспитании, не только для получения знаний, но и для разработки ключевых компетенций в личном развитии, сотрудничестве, общении, культурном самовыражении, приобретении духа инициативы и предпринимательства.

Использование культурного наследия для воспитания, не может ограничиваться исключительно исторической, художественной и культурной тематикой, но включает в себя комплекс ресурсов за их пределами («extra muros»), который предлагает большой потенциал с точки зрения роста и поддержания мотивов, инновационные подходы в междисциплинарных исследованиях, эффективных в отношении деятельности учебных заведений. Акведукт является руководством для преподавателей, студентов, стажёров и учителей, детей и подростков в возрасте от 6 до 14 лет, а также сотрудников учреждений культуры. Между партнёрами проекта распределены сферы ответственности. Лейденский университет (PLATO) [13] отвечает за теоретическую часть, касающуюся получения ключевых компетенций. Три других образовательных учреждения (Лёвен, Грац и Клуж) нацелены на реализацию методов обучения по освоению компетенций, отличающихся от традиционных.

Два учреждения культуры (Краков, Болонья) способствуют продвижению региональной культуры и наследия, выступая посредниками между культурным наследием и населением, предоставляя свои знания методологию деятельности, сеть контактов, популяризацию и так далее. Три остальные учреждения культуры партнерства являются примерами памятников культурного наследия (два замка и аббатство) с устойчивыми связями, как с посетителями, так и со школами, они предоставляют в распоряжение форму, содержание и практику своей деятельности. Независимо от партнёрских связей были созданы девять «тандемов», каждый из которых состоит из учебного заведения и учреждения культуры с целью запуска пилотных проектов которые используют методику Акведукта для приобретения ключевых навыков. Примеры передовой практики были собраны всеми странами партнерства, а также в Марокко, Швеции, Португалии, Ирландии и Англии. Проект Акведукт определяет отношения между воспитанием, с использованием культурного наследия и образованием, ориентированным на приобретение ключевых компетенций для непрерывного обучения в течение всей жизни (Life Long Learning). Организаторы этого проекта, придерживаясь определения культурного и природного наследия, данного ЮНЕСКО [14], подходят к организации процесса воспитания с точки зрения современного более широкого толкования понятия наследие, которое включает не только архитектурные памятники и другие объекты, а также нематериальное наследие: традиции, ритуалы, праздники, традиционные ремесла и другие виды деятельности, унаследованные от наших предков.

Если в прошлом наследием был исключительно объект для сохранения, то сегодня обращается внимание на потенциальное значение наследия, полезное для достижения социальных целей. Оно может играть роль оздоровительной и расслабляющей среды, что является благом для людей, и в то же время добавлять ценность качеству культурной жизни и деятельности человека, таких, как воспитание, обучение, личное развитие, общение. Эффективное использование наследия укрепляет социальную сплоченность, взаимопонимание между поколениями, содействует развитию межкультурного сотрудничества, и даёт возможность молодёжи приобрести необходимые ключевые компетенции.

Воспитание с использованием объектов наследия основывается на том, что сама культурная и историческая среда, даёт возможность молодым людям получить опыт участия в процессе активного познания или самостоятельного открытия; поощряет их рассматривать и обсуждать результаты анализа. Они не только обучаются познанию конкретного культурного контекста, но в процессе изучения получают широкий спектр компетенций и навыков. Во многих случаях стимулятором развития является предпринимательство. Исследование культурного наследия может показать полезные примеры предпринимательства в прошлом. В то же время при активном исследовании наследия, ориентированном на приобретение навыков также поощряет предпринимательство. Процесс обучения превращается в инициативные поездки, открытия, знакомство с положением дел, событиями и людьми, что дает значительно лучший результат усвоения знаний, чем при пассивной передаче знаний в традиционных образовательных системах.

Примечания и литература:

  1. Статья подготовлена при использовании средств государственной поддержки, выделенных в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации от 25.07. 2014 г. № 243-рп и на основании конкурса, проведенного Обществом «Знание» России.
  2. http://moyuniver.net/istoki-patrioticheskogo-vospitaniya-i-obnovlennyj-osnovnoj-zakon-ob-obrazovanii-yaponii/
  3. http://pjp-eu.coe.int/documents/1017981/1663178/EC_whitepaper_en.pdf/2321fea8-ae3f-4adb-bbe5-4d7cb7bbbb83
  4. http://pjpeu.coe.int/documents/1017981/3084919/Agenda2020_Declaration_EN.pdf/a95702e2-dcd0-4d2a-b5a7-980046e2a25e
  5. http://pjp-eu.coe.int/documents/1017981/3084919/doc1648_en.pdf/92968c65-3ffe-4085-ba6b-ddd51e220e09
  6. http://www.novopol.ru/index/php?id=205
  7. 3«Эразмус», программа Европейского союза по образованию, молодёжи и спорту.
  8. http://pjp-eu.coe.int/en/web/youth-partnership/culture-and-creativity
  9. Новые технологии дают принципиально новый набор непрерывных измерений (прямого воспроизведения) человеческой жизни. Желание полной «оцифровки» жизни называется life streaming. Streaming (англ.) — потоковая передача данных — способ воспроизведения аудио- и видеоматериалов из интернета или мобильного телефона без предварительного скачивания в компьютер.
  10. Координатор проекта: Landcommanderij Alden Biesen (Belgio) www.alden-biesen.be Referenti: Guy Tilkin e Renilde Knevels. Партнеры проекта: Katholieke Hogeschool Leuven (Belgio) Лёвенский Католический Университет www.khleuven.be Referenti: Leen Alaerts, Jo Van Dessel, Ruth Wouters PLATO, Leiden University (Olanda) www.fsw.leidenuniv.nl/plato/ Referenti: Jaap Van Lakerveld e Ingrid Gussen Transylvania Trust Foundation (Romania) www.transylvaniatrust.ro Referenti: Boglarka Bohonyi e Timea Berki Babeş-Bolyai University (Romania) www.ubbcluj.ro Referente: Szilard Toth Istituto per i Beni Artistici, Culturali e Naturali della Regione Emilia-Romagna (Italia) www.ibc.regione.emilia-romagna.it Referenti: Valentina Galloni e Margherita Sani Malopolska Institute of Culture (Polonia) www.mik.krakow.pl Referenti: Katarzyna Dziganska e Marcin Klag Centre de Culture Européenne – Abbaye Royale Saint-Jean d’ Angély (Francia) www.cceangely.org Referenti: Stéphane Colsenet, Frédéric Samuel, Gishly Didon, Alain Ohnenwald Pädagogische Hochschule Steiermark (Austria) www.phst.at Referente: Christa Bauer
  11. Сторителлинг, способ передачи информации путём увлекательного рассказа, вариант неформального обучения людей через причинно-следственные взаимосвязи и призму ценностей.
  12. http://the-aqueduct.eu/download/Aqueduct-Manual_IT.pdf
  13. PLATO, центр научных исследований и развития в области образования и профессиональной подготовки Лейденского университета. Основан в 1983 г. Проводит исследования, разработку учебных программ и материалов, моделирование воспитательных мероприятий.
  14. Статьи 1 и 2 Конвенции об охране Всемирного культурного и природного наследия, принятой в 1972 г. на 17-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО.