Ю. С. Путрик, А. П. Соловьёв

 Содержание, основные принципы и нормативно-правовое обеспечение нравственного и патриотического воспитания молодёжи в Российской Федерации в современных условиях[1]

Среди многочисленных аспектов нравственного воспитания молодёжи центральное место занимают вопросы и проблемы её патриотического воспитания. Традиционное воспитание опиралось на историко-культурные и семейные ценности, трансформируясь в государственных и общественных институтах в формы и методы воспитательного воздействия, прежде всего, на молодое поколение, закладывая в него основы нравственности и патриотизма. Нравственное воспитание – это целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения высокого сознания, нравственных чувств и поведения в соответствии с идеалами и принципами морали, принятых в российском обществе. Главная функция нравственного воспитания состоит в том, чтобы сформировать у подрастающего поколения нравственное сознание, устойчивое нравственное поведение и нравственные чувства, соответствующие современному образу жизни, сформировать активную жизненную позицию каждого человека, привычку руководствоваться в своем поведении чувством общественного долга. Сложность процесса нравственного воспитания в том, что его организация есть одновременно организация всей жизни, деятельности и отношений молодёжи. Важное значение для российской молодёжи приобретает развитие национального самосознания, основу которого составляют базовые культурные ценности и общая историческая судьба всех народов, проживающих в России. Базовыми национальными ценностями традиционно принято считать моральные и нравственные ценности, существующие в общественных, культурных, семейных, социально-исторических, религиозных традициях многонационального народа Российской Федерации, в их единстве и многообразии, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях.

Базовые национальные и культурные ценности являются основой содержания нравственного развития, воспитания и социализации. Их совокупность определяет систему нравственных ценностей:

  • патриотизм – любовь к России, к своему народу, служение Отечеству;
  • социальная солидарность – личная и национальная свобода, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
  • гражданственность – соблюдение законов и правопорядка, правовое государство, гражданское общество;
  • семья – уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
  • труд и творчество – уважение к труду, творческое созидание, целеустремлённость и настойчивость;
  • наука – ценность знания, стремление к познанию нового;
  • традиционные религии – представления о вере, духовности, ценности религиозного мировоззрения, межрелигиозный диалог;
  • искусство и литература – красота, гармония, смысл жизни, эстетическое и этическое развитие;
  • природа – экологическое сознание, отношение к родной земле, заповедным местам;
  • человечество – многообразие культур и народов, общественный прогресс, международное сотрудничество, стремление к миру.

Патриотическое воспитание представляет собой целенаправленную и систематическую деятельность соответствующих социальных и государственных институтов (прежде всего, семьи и образовательной сферы), объединений и общественных организаций по формированию у молодёжи высокого патриотического сознания и чувства любви к своему Отечеству. А так же готовность к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Это сложная система социально-педагогической деятельности, связанная с передачей жизненного опыта от поколения к поколению, с целенаправленной подготовкой человека к созидательному труду на благо Отечества, с его социализацией, формированием и развитием духовно-нравственной личности. Ведь только личность способна любить свою Родину, постоянно ощущать связь с ней, защищать её интересы, сохранять и приумножать лучшие традиции своего народа, его культурные ценности и постоянно стремиться к обеспечению безопасности личности, общества и государства.

Формирование патриотизма связано с развитием личности в социально-духовном и нравственном плане. Патриотизм, как правило, понимается как одна из наиболее значимых неизменных ценностей, которая является важнейшим духовным состоянием личности. Патриотизм был и остаётся неизменной ценностью в национальном характере народа. Он олицетворяет любовь к Отечеству, сопричастность с его историей, культурой. Истинный патриотизм предполагает формирование и длительное развитие целого комплекса положительных, реально проявляемых качеств личности. Он выступает в единстве освоения истории и культуры своего народа и активного участия в решении современных проблем общества, одной из которых является сохранение национального культурного и природного наследия.

Сущность толкования понятия «патриотизм» во все века привлекало внимание государственных деятелей, выдающихся педагогов, философов и учёных. Так, при императоре Петре I патриотизм стал не только важной составляющей государственной идеологии и политики, направленной на способствование проведению успешных военных действий, но и двигателем успешного реформирования всех сфер государства и общества. С опорой на патриотизм многое было сделано в дореволюционной России в плане её защиты и внутренних преобразований. По Н.М. Карамзину «Патриотизм – есть любовь ко благу и славе Отечества, и желание способствовать им во всех отношениях» [1]. Другое суждение имел Л.Н. Толстой, который в статье «Патриотизм и правительство» писал, что «патриотизм есть в наше время чувство неестественное, неразумное, вредное, причиняющее большую долю тех бедствий, от которых страдает человечество» [2]. Тему патриотизма и приумножения блага Отечества рассматривали Н.А. Бердяев, И.А. Ильин, Н.О. Лосский, В.В. Розанов и другие известные русские философы. Проблема патриотизма волновала М.В. Ломоносова, А.Н. Радищева, П.Я. Чаадаева, А.С. Пушкина, Вл.С. Соловьева, В.Г. Белинского, Н.Г. Чернышевского, М.А. Булгакова, А.Ф. Лосева и многих других. Среди множества различных определений понятия «патриотизм», выделяется определение, данное В.И. Далем, известным знатоком русского языка, «Патриотизм – любовь к отчизне. Патриот – любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб» [3].

В современном философском словаре патриотизм истолковывается как «нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины» [4]. Патриотизм предполагает наличие чувства гордости за свою Родину, желание сохранить её традиции и культурные особенности, идентификацию каждого человека с другими членами родного сообщества, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремлением защищать Отчизну и свой народ. Исторический источник патриотизма – наличие, существование и функционирование народа в рамках независимого государства или определенной исторической территории, что формирует привязанность к родной земле, языку, традициям, культуре, объектам культурного и природного наследия.

Основанная на взаимном уважении к традициям разных народов, идея воспитания патриотизма в российском социуме является одной из приоритетных задач в построении гражданского общества и становится, таким образом, общегосударственной. Патриотическое воспитание осуществляется в процессе образования и социализации личности в различных сферах жизнедеятельности общества, в результате участия молодёжи в деятельности общественных и патриотических организаций, мероприятий, которые проводятся на институциональном уровне.

Система, осуществляющая патриотическое воспитание, включает в себя следующие направления:

  1. многообразные формы познавательного характера, которые несут в себе развивающий компонент содержания воспитания;
  2. превалирование военно-прикладной направленности, которое менее разнообразно, что обусловлено спецификой содержания и задач воспитания;
  3. комплексные, комбинированные и интегрированные формы, сочетающиеся с общим и специфическим содержанием патриотического воспитания.

Одно из главных стратегических задач развития государства – это формирование жизнеспособного молодого поколения. Молодёжь – это объект национально-государственных интересов, один из главных факторов обеспечивающих развитие государства и общества.

Задачи патриотического воспитания молодёжи заключаются в формировании самосознания, уважительного отношения к личности, к обществу, к идеалам, в приобщении к системе ценностей, отражающих богатство и своеобразие истории и культуры Отечества. Деятельность народов России складывается из совокупной деятельности личностей, направленной на созидание с установкой «я отвечаю за всё». Таким образом, происходит взаимодействие личности и общества. Чтобы такое взаимодействие было гармоничным, каждый человек в отдельности должен стремиться к сохранению общего культурного наследия, служащего базисом единой истории народов нашей страны, ведущем фактором культуры и духовности нации. Естественно, в связи с этим возникает необходимость формирования у современного молодого человека мотивации к бережному отношению к объектам культурного и природного наследия нашей страны. Таким образом, сущностью патриотизма является чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос, уважительное отношение к историческому прошлому Родины, традициям бережного отношения к природе и окружающей среде, к произведениям искусства, культурному наследию в целом.

Основы патриотизма закладываются и формируются в обыденной жизни через воспитание уважения к традициям и обычаям предков, привязанностью к родной земле. История родного края интересна, особенно сейчас, когда так велико значение исторической памяти, освоение и сбережение культурного и природного наследия. Большое значение воспитанию патриотизма придавал замечательный педагог В.А. Сухомлинский [5], рассматривая его в неразрывном единстве с духовным становлением личности, используя для этого «уроки мышления среди природы», тем самым отмечая огромное значение родной природы в формировании у детей чувства любви к родной земле.

Почитание родной земли, природы, Родины – фундаментальная, духовно-нравственная ценность российского народа. Бережное отношение к родной природе народов России отражено в народных сказаниях, в мифах, в календарных праздниках и обычаях. Важно понимать, что патриотизм является важной составляющей частью менталитета российского народа. В дореволюционной России не было программ и специальных правительственных, решений или указов монарха о развитии патриотизма, но патриотизм был и базировался на общероссийской цели, суммировавшейся девизом «За Веру, Царя и Отечество!».

В Советском Союзе, как в идеологизированном государстве, практически все сферы деятельности были пронизаны коммунистической идеологией. Миллионы людей вдохновлялись идеей построения социализма и лучшего будущего. Потому сегодня необходимо использовать всё полезное, что было в том времени, в настоящее время нужен, безусловно, ключевой лозунг, отражающий главную патриотическую идею современной России. В этой связи интересным, на наш взгляд, было понимание патриотизма известным деятелем культуры академиком Д.С. Лихачёвым «Патриотизм, писал он, – начало творческое, начало, которое может вдохновить всю жизнь человека: избрание им своей профессии, круг интересов – все определять в человеке, все освещать. Патриотизм – это тема, если так можно сказать, жизни человека, его творчества» [7]. Также он отмечал: «Истинный патриотизм в том, чтобы обогащать других, обогащаясь сам духовно <…> Патриотизм – это благороднейшее из чувств. Это даже не чувство – это важнейшая сторона личной и общественной культуры духа, когда человек и весь народ как бы поднимаются над самим собой, ставят себе сверхличные цели» [8].

В СССР нравственное и патриотическое воспитание были предметом особой заботой партийных и государственных органов. Такая политика проводилась через самую массовую молодёжную организацию – комсомол, а также профсоюзы и многих военно-патриотических и спортивных организаций. На основании решений центральных партийных и государственных органов в целях улучшения военно-патриотического воспитания молодёжи, детей и подростков широко организовывались клубы юных моряков, летчиков, парашютистов, космонавтов, десантников, пограничников, а также – оборонно-спортивные лагеря. Воспитание нравственности и патриотизма было тесно увязано с системой образования – начального, общего среднего, среднего профессионального и высшего.

Что касается отечественного опыта использования объектов наследия в целях патриотического воспитания, то здесь советский период истории нашего общества заслуживает особого внимания. В частности, в годы советской власти воспитательная направленность туризма и экскурсий получила весьма сильное развитие. При советской власти, существовавшее до 1917 г. Российское общество туристов было преобразовано в Общество пролетарского туризма и экскурсий (ОПТЭ) и продолжало развивать массовые походы и путешествия для граждан СССР в образовательных, воспитательных и познавательных целях. В 1920-1930 гг. туристские организации тесно сотрудничали с образовательными учреждениями, а в целом туристско-экскурсионное дело, до передачи его в 1936 г. профсоюзам, находилось, по преимуществу, в ведении Наркомпроса. Таким образом, начался процесс взаимной интеграции туристской и образовательной сфер. При этом интеграционный процесс происходил несколько односторонне, т.е. в сфере образования туризм и экскурсии признавались официально как технологический компонент процесса обучения, и это реально поддерживалось государством: издавались соответствующие нормативно-правовые документы, выделялись бюджетные средства и т.д. В то же время в сфере туризма со стороны государства поддержки не предусматривалось.

Этот процесс продолжился и в послевоенные годы. Так, в образовательной сфере туризм и экскурсионное дело развивались в рамках деятельности Центральной детской экскурсионно-туристской станции Министерства просвещения СССР (ЦДЭТС) с разветвлённой сетью республиканских, краевых, областных и окружных станций юных туристов. Школьный туризм и краеведение признавались наиболее комплексной формой педагогического воздействия, важнейшим и заслуживающим повсеместного применения видом детской внеурочной деятельности. Благодаря школьным краеведческим походам и экспедициям их участники реализовали возможности непосредственного ознакомления с объектами культурного и природного наследия родного края и более удалённых районов, что оказывало огромное воздействие на формирование патриотического сознания детей и молодёжи.

Следует отметить, что основные направления, ныне действующего Федерального центра детско-юношеского туризма и краеведения Министерства образования и науки Российской Федерации, принципиально не изменилась и в постсоветское время. Он продолжает функционировать в ведомственном подчинении, располагая на территории России оставшимися после распада Союза ССР сезонными и круглогодичными станциями юных туристов, сеть которых с начала 1990-х гг. не только не уменьшилась, а даже увеличилась более чем в два раза и их количество составляет ныне более четырехсот. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения» осуществляет организационно-методическое руководство развитием туристско-краеведческой и экскурсионной деятельности в системе дополнительного образования детей, подростков и молодёжи. Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения является одним из старейших государственных образовательных учреждений, создан в 1918 г.

Туристско-краеведческая деятельность – важная форма обучения, воспитания, профессиональной ориентации, социальной адаптации и оздоровления учащихся, разумного использования их свободного времени. Через сеть туристско-краеведческих учреждений проводятся спортивно-оздоровительные походы, туристские слёты и соревнования по различным видам туристского многоборья, полевые туристские, экологические и краеведческие лагеря. Федеральный центр осуществляет туристско-краеведческую деятельность через туристско-краеведческое движение обучающихся в Российской Федерации «Отечество», которое создавалось как сообщество детей и педагогов, интересующихся краеведением, увлечённых исследовательской деятельностью, объединенных любовью к родной земле, к России, её культурным и природным ценностям, стремящихся принести пользу своему Отечеству. Организация туристско-краеведческого движения обучающихся в Российской Федерации «Отечество» базируется на двух принципиальных положениях: добровольности участия и использования средств туризма и краеведения в деятельности детских коллективов. Организационные и методические принципы туристско-краеведческой деятельности  участников указанного движения определяются соответствующей программой, которая намечает основные направления, тематику и ориентиры краеведческого поиска. Ведущая задача программы — создание оптимальных возможностей для творческого развития детей, их гражданского становления, удовлетворения их запросов, формирования профессиональных интересов в процессе туристско-краеведческой деятельности. Деятельность по патриотическому воспитанию строится исходя из понимания, что в каждом уголке России, в каждом городе, поселке, селе есть свои природные особенности, специфические черты истории и культуры, составляющие тот феномен, который формирует в человеке интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства, историческое сознание, социальную активность. Помочь лучше узнать свой край, глубже понять особенности его природы, истории и культуры и их взаимосвязь с природой, историей и культурой страны, мира, принять участие в созидательной деятельности, развить свои собственные способности в этом заключается основной смысл движения «Отечество». Работу по одной или нескольким программам может осуществлять любой коллектив или объединение: класс, кружок, отряд, группа. Могут быть использованы многообразные формы организации работы с государственными учреждениями и общественными объединениями. Таким образом, советская и российская школа краеведческой работы, и в рамках неё патриотического воспитания, считается одной из лучших в мире. Этот опыт изучается и воспринимается в других странах.

Существенную роль в жизни общества, в формировании молодого поколения во второй половине ХХ века играли студенческие отряды. Патриотическое движение студенческих строительных отрядов вошло в российскую историю как важное государственное и общественное движение. Трудовую и общественно-политическую школу в студенческих отрядах прошли свыше 14,5 млн. юношей и девушек. Начало патриотического движения в этот период связывают массовым участием студенческих отрядов в уборке урожая в местах освоения целинных и залежных земель. В 1956-1958 гг. более 400 тыс. студентов во время летних каникул приняли участие в уборке урожая. Это было действительно массовое патриотическое движение, вызванное патриотическим порывом молодёжи в строительстве социализма, своеобразный отклик молодых людей на нехватку трудовых ресурсов, необходимость освоения целинных земель. Этот порыв и вылился в движение студенческих отрядов, которое получило в дальнейшем своё организационное оформление и организационную структуру в виде студенческих отрядов разных уровней (районные, областные, краевые, республиканские) по всей стране, руководство которыми осуществляли соответствующие штабы. Студенческие отряды были своего рода школой управления. Успех деятельности отрядов во многом зависел от компетентности и умения руководящего состава из числа тех же студентов – командиров, комиссаров, мастеров и врачей отрядов. Одна из главных задач – из отдельных личностей сцементировать дружный, сплоченный коллектив, сформировать в нём нравственную атмосферу, стремление к трудовым свершениям [9]. Студенческие отряды привлекали молодежь, прежде всего, идеей самоуправления. На все руководящие и ответственные должности подбирались, избирались, назначались те юноши и девушки, которые имели опыт производственной и общественной работы, обладали хорошими организаторскими способностями [10].

Таким образом, воспитательная роль студенческих отрядов была важнейшей во всём этом движении. Воспитательная функция реализовывалась в процессе жизнедеятельности студентов и силами самих же студентов, студенческих коллективов. Воспитательный процесс в студенческих отрядах был менее формальным и более реальным, осязаемым всеми участниками движения. Опыт студенческих отрядов и их воспитательную роль следует признать уникальными в истории нашей страны. Студенческие отряды были мощным общественным молодёжным движением и стали настоящей жизненной школой формирования гражданской ответственности будущих специалистов, развития у них патриотизма, трудовой и гражданской ответственности, общественно-политической активности, навыков организаторской и воспитательной работы.

Сегодня в России действуют сотни молодёжных движений различной направленности. Они развиваются, с одной стороны, как часть общественных объединений партий и движений, а с другой – как форма самоорганизации различных групп молодёжи, направленная на реализацию их специфических социальных интересов. Специалисты выделяют следующие направления в молодёжном движении современной России: левые организации, экологические организации, радикальные экологи, провластные, демократические, националистические, антифашистские, фанатские и другие. С точки зрения патриотических настроений мотивы участия в деятельности этих движений или даже мотивы поддержки их идей со стороны широких слоёв молодёжи мало изучены. Представленные несколько лет назад на научной конференции «Молодёжь и инновационное развитие России» результаты исследования побудительных мотивов деятельности современных молодёжных движений показали, что ведущим мотивом среди молодых людей в целом, значительно опережающим все остальные мотивы, является чувство социальной справедливости. Влияние этого мотива высоко, как в абсолютном, так и в относительном выражении. Это обусловлено особенностями российской ментальности, в содержании которой стремление к социальной справедливости является одним из базовых. Другие мотивы показали значение ниже среднего и распределились в порядке убывания следующим образом: национальные, патриотические, религиозные, политические [11]. И хотя патриотизм здесь не занимает ведущего места, заметим, тем не менее, что чувство социальной справедливости является важнейшим индикатором состояния патриотических настроений и поэтому две этих категории очень тесно коррелируют между собой. В этой связи социальную справедливость следует рассматривать в качестве весьма значимого фактора, влияющего на результативность воспитательной и патриотической деятельности.

Положительной тенденцией здесь следует признать становящимися всё чаще достоянием гласности факты освобождения от работы (вплоть до уголовного преследования) высокопоставленных чиновников (губернаторов, сенаторов, руководителей отраслевых министерств и ведомств и других) за противозаконные действия: коррупцию, мздоимство, воровство и т.д. Такая тенденция, безусловно, укрепляет патриотическую традицию. И наоборот, когда достоянием гласности становятся безнаказанные или безграмотные действия ответственных лиц в части принятия важнейших решения на уровне государства, как, например, потакание в условиях кризиса отдельным непатриотичным банкирам [12], уровень патриотизма в обществе может снижаться. Как видим, воспитательная и патриотическая работа на современном этапе должна целенаправленно охватывать и учитывать всё более широкий спектр общественной, культурной и политической жизни, как факторов, оказывающих воздействие на состояние патриотического сознания населения и молодёжи, в частности.

В постперестроечный период в связи с переоценкой ценностей отношение к патриотизму стало меняться. В России в 1990-е гг. и в государстве, и в семье уровень патриотического воспитания снизился. Одним из признаков показателей проблем и состояния патриотического воспитания в нашей стране явилась обозначившаяся в начале 1990-х гг. «утечка мозгов» за рубеж. Так, во время рабочей встречи Председателя Правительства с Руководителем Федерального агентства по делам молодежи В.Г. Якименко 6 августа 2008 г. обнародованы данные о выезде за границу выпускников крупнейших российских ВУЗов. «В 1990-м году из МГУ – 18%, в 1991 г. – 23%, в 1992 г. – 27%… Причем по всем ВУЗам: МГУ, Санкт- Петербургский университет, Новосибирский… И в целом – 27-28%, в 1991-1992 годы. А сейчас до 6% упало». При этом В.Г. Якименко заметил:   «Уезжали ребята, которые не могли себя реализовать». Известное и печальное явление. Научные и научно-производственные структуры Силиконовой долины в значительной степени заполнены выпускниками российских ВУЗов. Многие из них стали лауреатами международных премий. В США работают 17 тыс. докторов наук – воспитанников отечественных ВУЗов [13]. Председатель Счётной палаты РФ С.В. Степашин в интервью «Эхо Москвы» в январе 2011 г. привёл следующие сравнительные данные: «У меня есть цифры, точные данные – 1 миллион 250 тысяч человек, которые работают за рубежом. Это не самые плохие наши… ученые, специалисты… Примерно столько же ушло после 1917 года» [14].

Особое место в системе воспитания нравственности и патриотизма занимает сфера образования – от начальной школы и до высшего учебного заведения. Однако как раз в этой сфере в 1990-х гг. в Российской Федерации происходило урезание учебного времени предметов гуманитарного цикла – истории, художественной литературы и других. Так, дисциплина «История» ещё до недавнего времени, с 1990-х гг., фактически вытеснялась из вузовских программ, многие учебники как бы отходили от подлинной истории. Американцы, например, (по многочисленным свидетельствам), являясь откровенными и искренними патриотами своей страны, не стесняются этого чувства, гордятся им, открыто демонстрируют его и благоговеют перед своим государственным флагом. В России же, как отмечалось выше, уровень патриотического сознания несколько снизился в 1990-х гг., что, безусловно, было связано со сменой общественно-политической системы, когда слова «патриот», «патриотизм» в какой-то момент стали как бы нарицательными, ругательными и, более того, это понятие узурпировали реакционные силы. Дошло до того, что даже здравомыслящие, интеллигентные люди стали стесняться говорить о патриотизме [15]. Поэтому надо знать, всегда помнить и не забывать о том, что в России патриотизм испокон веков считался символом мужества, доблести, героизма, силы русского народа, необходимым условием единства, величия и могущества Российского государства. Многовековая история России и других стран свидетельствует, что без патриотизма нельзя создать сильную державу, привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону, ответственности перед обществом, перед своими родителями и детьми.

В целом же следует отметить, что в настоящее время в России уровень патриотического сознания молодёжи, сохраняется на достаточно высоком уровне, о чем свидетельствуют периодически проводимые опросы. Так, опрос мнений школьников в Лесногородской школе (пос. Лесной городок, Московская область), проведенный 29 января 2010 г. среди 289 учеников (72% от общего количества учащихся) показал, что на вопрос «Считаешь ли ты себя патриотом России?» около 60% опрошенных ребят ответили утвердительно, около 14% затруднились с ответом, а 27% написали, что не считают себя патриотами России. Среди ответов на вопрос «Что такое патриотизм?» подавляющее большинство ответили: патриотизм это – прежде всего, любовь и уважение к своей Родине; любить свою страну и защищать её, гордость за успехи и достижения своего государства. Были и ответы чисто личностного восприятия – любовь к Родине, любовь к маме, любовь к природе (3 класс); уважение к государству, в котором ты живешь, соблюдение чистоты и порядка (4 класс); любовь к своей Родине как к родной маме (6 класс); служение Родине не предавая её (6 класс); состояние душевной гордости за свою страну, любовь к ней (7 класс); когда человек сделает для своей страны всё и уважает её историю (8 класс); это когда человек гордится своей страной и переживает за нее (8 класс); когда любишь свою Родину и сделаешь всё, чтобы она была лучше (9 класс); чувство долга перед отечеством и любовь к стране (9 класс); умение любить свою страну со всеми её недостатками и множеством положительных черт (9 класс); патриотизм, когда человек пойдет за своей страной куда угодно, и когда страна пойдет за ним куда угодно (9 класс); вера в величие, силу страны (10 класс); гордость за страну, Отечество, это внутреннее душевное состояние, когда ты готов полностью отдать себя Родине, все отдать для того, чтобы твоя страна могла двигаться вперёд, идти дальше, становиться лучше (1 класс) [16].

Привлекательны ответы на вопрос «Если ты патриот России, то в чем это проявляется?» – мы должны любить свою страну такой, какая она есть, и сохранять её природу» (5 класс); я люблю Россию и горжусь тем, что живу в самой большой и красивой стране в мире» (5 класс); когда я уехал в другую страну, мне было плохо в той стране (5 класс); я готов сделать всё для страны (6 класс); я могу пойти на войну за свою страну Россию» (8 класс); я готов её защищать (9 класс); я очень горжусь своей Родиной. Я рада, что родилась именно в России. Я буду жить и учиться здесь, и работать (9 клас); я горжусь нашей культурой, нашей историей, нашим народом, природой (11 класс); мой патриотизм заключается в том, что я стараюсь учиться, чтобы в будущем принести пользу своей стране (6 класс); я редко отзываюсь о стране плохо, всегда стараюсь её защищать, если кто-то на неё наезжает (9 класс) [17].

Об усилении патриотических настроений можно судить и по показателям той же миграционной активности наших сограждан в США. Уже в 2014 г., когда по информации министерства юстиции США, падение объёма выдачи иммиграционных виз снизилось на 9% по сравнению с 2013 г. и достигло исторического минимума (3556 виз) за современную историю отношений России и США [18]. Совершенно ясно: наметившуюся тенденцию сокращения невозвратного выезда наших сограждан следует надёжно закрепить. И здесь не только на Сколково следует уповать, но и на широкий комплекс других мер.

Говоря об отношении наших сограждан к патриотизму на современном этапе, обратимся к некоторым результатам социологических опросов, проведенных Левада-Центром в 2013 и 2014 гг. Эксперты отметили, что с начала 2014 г. в отличие от 2013 г. наблюдается значительный всплеск патриотизма, связанный с рядом внешних факторов: проведение зимних Олимпийских игр в Сочи и присоединение Крыма и Севастополя. Так, во время зимних Олимпийских игр в Сочи, 81% россиян отметили подъём патриотических чувств. 88% респондентов заявили, что присоединение Крыма и Севастополя вызвало у них положительные эмоции (одобрение, гордость за нашу страну, чувство торжества справедливости, радость). Но «патриотический эмоциональный всплеск», вероятнее всего, продлится недолго, считают эксперты: для долгосрочного эффекта нужны внутренние успехи, прежде всего, в социальной и экономической сфере, которых сегодня в России пока мало.

В начале 2014 г. эксперты Института современной России при содействии социологов «Левада-центра» [19] разработали вопросы для одного из всероссийских опросов общественного мнения. В исследование были включены шесть вопросов, нацеленных на выяснение того, как россияне понимают патриотизм. Опрос был проведён по репрезентативной всероссийской выборке городского и сельского населения среди 1603 человек старше 18 лет в 130 населенных пунктах 45 регионов страны.

Опрос показал, что большинство россиян считает, что в основе патриотизма лежит любовь к своей стране. Именно так 68% россиян ответили на вопрос «Что, по вашему мнению, значит быть патриотом?». По мнению 27% опрошенных, «быть патриотом» означает работу (действие) во благо страны; 22% респондентов отметили, что патриот должен стремиться к изменению положения дел в стране для того, чтобы обеспечить ей достойное будущее. Результаты ответов приведены в следующей таблице.

Что, по Вашему мнению, значит быть патриотом? (возможны несколько вариантов ответа)

2000
2007
2014
1.
Любить свою страну
58
66
68
2.
Работать /действовать во благо/ для процветания страны
35
27
27
3.
Стремиться к изменению положения дел в стране для того, чтобы обеспечить ей достойное будущее
23
21
22
4.
Защищать свою страну от любых нападок и обвинений
24
21
18
5.
Считать, что твоя страна лучше, чем другие страны
17
18
16
6.
Говорить о своей стране правду, какой бы горькой она ни была
12
10
11
7.
Считать, что у твоей страны нет недостатков
4
4
8.
Нет ответа / затрудняюсь ответить
10
6

В большинстве случаев молодые люди в возрасте от 18 до 24 лет видят суть патриотизма в любви к стране и не связывают его с проявлением активной позиции: лишь для 19% патриотизм означает работу во благо страны, а для 18% – стремление к изменению положения дел в стране. Патриотизм зачастую понимается как проявление чувства гордости за свою страну. Как показал опрос, россияне большей частью гордятся природными богатствами России (38,5%), историей (37,8%), спортивными достижениями (28,9%), культурой (28,5%), размерами страны (28%). Довольно небольшое число россиян испытывает чувство гордости за достижения в социальной и экономической сфере: лишь 2% опрошенных отметили, что гордятся системой здравоохранения, 5,2% гордятся системой образования, 5,4% – экономическими успехами. Ещё один тревожный показатель – только 7,9% россиян гордятся своими согражданами.

Как показало проведенное исследование, патриотизм в России принимает различные формы. Согласно существующим подходам к определению смысла патриотизма и его направленности, патриотизм признается как приоритетом для национальной идеологии, так и основой для естественного, личного чувства.

С целью изучения особенностей ценностей молодого населения в городе Астрахань было проведено социологическое исследование [20], в ходе которого было опрошено 100 человек в возрасте от 18 до 25 лет. Анализ ответов показал, что факторами, влияющими на политические ценности и взгляды молодёжи, являются: СМИ (53%), Интернет (47 %), семья (46 %), образовательные учреждения (31 %), органы государственной власти (15%), окружение личности (15%).

На вопрос о том, что является составляющими элементами понятия «патриот» ответы распределились следующим образом: гордость за великие достижения страны (46 %); в случае необходимости защита страны с оружием в руках (39 %); исполнение обязанностей гражданина, соблюдение законов государства (57 %); любовь к Родине (68 %); вера в великое будущее страны (21 %); активная борьба с угрозами, которые разрушают страну изнутри (29 %); ностальгия вдали от Родины (34 %); знание и гордость культуры страны (45 %).

На основании результатов авторских социологических исследований Л.В. Рожковой (Пензенский государственный университет) [21] были сделаны выводы о динамике ценностей и ориентаций современных студентов российских регионов в современных условиях российского общества. Исследования среди студенческой молодёжи регионов Среднего Поволжья (2010 г., 1254 опрошенных) установили, что в наиболее значимые ценности студентов входят: семья (60 %); общение (50 %); жизнь человека (49 %). Исследование, проведенное среди студентов ВУЗов Пензы и Уфы (2012 г., 638 опрошенных) показало, что лидирующие позиции занимает жизнь человека (50%), второе место – семья (36%), третье – общение (34%).

Мониторинг ценностей студентов (2010 г., 2012 г.) показал увеличение значимости для них жизни человека с 49 до 54 %, ценности инициативности с 20 до 30 %; в то же время отмечается некоторое снижение поддержки ценности общения для студентов с 50 до 34 %, ценности материального благополучия с 42 % в 2010 г. до 34 % в 2012 г. Ценность образования по исследованию 2010 г. была важна для 30 % респондентов, а в 2012 г. её поддерживали уже 38 %.

Данные социологических исследований фиксируют сочетание в массовом сознании как современных, так и традиционных ориентаций и ценностей. На ценностную систему молодёжи, с одной стороны, оказывают влияние глобализационнные процессы, современные условия рыночной экономики и социокультурные трансформации России, а с другой стороны, формирование ценностей современной молодёжи оказалось частично подвержены влиянию мировоззрения старшего поколения. Интересные результаты получены по итогам социологического опроса о ценностных ориентациях студентов Усть-Лабинского социально-педагогического колледжа Краснодарского края [22]. В опросе приняло участие 100 студентов колледжа в возрасте от 17 до 20 лет.

Результаты опроса показали, что сегодня материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у молодых людей искажаются представления ο милосердии, доброте, великодушии, гражданственности и патриотизме. Ориентация молодёжи на атрибуты западной культуры приводит к снижению ценностей, характерных для российского менталитета. Классическая, народная культура начинает терять ценностную привлекательность для большинства молодых людей, становясь чуждой и архаичной. Попытки внесения этнокультурного содержания в процесс социализации в большинстве случаев ограничивается пропагандой древнерусских обычаев и православных традиций. Опрос показал, что второй по значимости ценностью после семьи у студентов является самосовершенствование, духовное развитие и труд (более 40 %). Наименее значимыми оказались развлечения, спорт и друзья (10%). Что касается интересов, связанных с досугом, то более 60% студентов отдают предпочтение передачам игрового характера и различным ток-шоу, а также откровенно развлекательным передачам. 42 % занимаются просмотром научно-познавательных передач,

Основная форма интереса молодёжи к политике сегодня – информационная. Более половины опрошенных студентов смотрят политические передачи. Только 30% студентов хотели бы быть членами политической партии. Участвовать в работе общественной молодежной организации выразила желание половина опрошенных студентов с тем, чтобы существовала возможность для самореализации. Однако только 20 % имеют информацию о находящихся на территории района молодёжных организациях.

Половина из числа опрошенных имеют хорошее представление о существующих неформальных молодёжных объединениях. Около 7 % респондентов относят себя к неформальному движению. В большинстве случаев молодёжь вступает в неформальные объединения из-за непонимания среди окружающих и невозможности реализоваться в формальных организациях. Поэтому 90% опрошенных считает, что государство должно заниматься решением проблем воспитания молодого поколения и оказывать активное воздействие на формирование духовно-нравственной культуры. Итоги социологического опроса показали насущную необходимость принятия мер по восстановлению влияния ценностей национальной культуры, и ограничению влияния зарубежных упрощенных культурных тенденций. Следует предоставить возможность креативной молодёжи самореализовываться в формальных молодёжных организациях, что будет препятствовать возникновению нежелательных неформальных объединений. В учебных заведениях необходимо систематически проводить работу по воспитанию уважения к личности, индивидуальным качествам человека, по развитию этнокультурной самоидентификации, чему будет способствовать знакомство с культурным и природным наследием народов России.

Проведенный опрос также выявил усиление нетерпимости к представителям других национальностей. Около трети респондентов считают, что представители «нерусских» национальностей виновны во многих бедах России. В результате проведенного исследования авторы пришли к следующим выводам: патриотизм в России имеет различные формы. Согласно существующим подходам к определению патриотизма и его направленности, он признается как приоритетом для национальной идеологии, так и основой для естественного, личного чувства. Российские власти и граждане по-разному видят ответ на вопрос о том, кто должен определять, что патриотично, а что нет. Несмотря на то, что различные политические силы настойчиво пытаются монополизировать понятие патриотизма и использовать патриотическую активизацию для достижения собственных целей, большинство россиян считают, что патриотизм – это глубоко личное чувство, не поддающееся никакому регулированию [23]. Тема патриотизма привлекает внимание современных учёных и в связи с модернизационными процессами, происходящими в российском обществе. Так, на XI Международной научной конференции «Высшее образование для XXI века» в ноябре 2014 г. её участниками было отмечено, что обращение к патриотизму, его востребованность всегда были связаны с переломным этапом в развитии России. Этот этап связан со следующими событиями.

В связи с украинским кризисом и крушением однополярного мира российское общество получило серьёзный вызов со стороны США и Евросоюза. Россию обвиняют в насильственном присоединении Крыма, провоцировании украинского кризиса, военной поддержке донецких и луганских ополченцев, в причастности к уничтожению малазийского Боинга и во многом другом, т.е. во всех смертных грехах. Ведётся массированная атака на Президента Российской Федерации В.В. Путина во многих западных средствах массовой информации. Чтобы наказать Россию, ей объявляются со стороны США и ряда европейских держав санкции. По договоренности США с нефтяными шейхами Ближнего Востока резко обрушены мировые цены на нефть, пытаясь таким способом, ослабить нашу экономику. Со стороны США и Европейского союза все делается для того, чтобы изолировать Россию, затормозить происходящие в ней модернизационные процессы [24]. Такая политика США и Евросоюза вызывает отрицательную реакцию среди россиян. Поэтому в настоящее время, когда благодаря событиям, связанным с воссоединением Крыма с Россией, событиями на юго-востоке Украины и усилением внешних угроз, произошел резкий подъём уровня патриотических настроений, весьма актуальными становятся задачи закрепления этой тенденции и дальнейшего подъёма патриотического сознания на уровень главной нравственной ценности российского общества.

Как видим, современные условия политической и экономической жизни страны характеризуются негативными тенденциями, связанными с обострением внешнеполитической обстановки и нарастанием внешних угроз, с одной стороны, и, с другой стороны, снижением уровня социально-экономического положения большинства граждан Российской Федерации в связи с повышением цен на предметы и продукты первой необходимости.

Поэтому вопросы нравственного и патриотического воспитания находятся в поле зрения органов государственной власти Российской Федерации, являются в нашей стране важнейшей составляющей внутренней государственной политики. Для консолидации российского общества перед лицом внешних и внутренних вызовов, большое значение имеет системный подход к нравственному и патриотическому воспитанию молодых людей с активной жизненной позицией, уважающих права и свободы личности, традиции и культуру сограждан и других народов.

Примечания и литература:

  1. Статья подготовлена при использовании средств государственной поддержки, выделенных в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации от 25.07. 2014 г. № 243-рп и на основании конкурса, проведенного Обществом «Знание» России.
  2. Карамзин Н.М. О любви к отечеству и народной гордости. // Избранные сочинения в двух томах. М; Л. 1964. С 282.
  3. Толстой Л.Н. Патриотизм и правительство. www.gumer.info/bibliotek.
  4. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.3. М.: Изд. «Терра», 1995. С. 24.
  5. Философский словарь. М.: Республика, 2002. С. 358.
  6. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев, 1974 г. – 288 с.
  7. Лихачёв Д.С. Земля родная. М.: Просвещение, 1983. С. 7.
  8. Лихачёв Д.С. Избранное: Мысли о жизни, истории, культуре. М.: Российский Фонд культуры, 2006.
  9. Приступко В.А. Патриотическое движение студенческих строительных отрядов 1959-1990 годов. Исторический взгляд спустя 50 лет. // В сб. Молодежь и инновационное развитие России. Научная конференция. Москва, 13 ноября 2008 года. Доклады и материалы. М.: Издательство Московского гуманитарного ун-та, 2008. С. 103.
  10. Лияскин В.П. Студенческая целина в общественном и личном измерении (к 45-летию студенческих отрядов в СССР – России). Москва – Барнаул. 2 изд. 2004. С. 11.
  11. См. Основные выводы и рекомендации по итогам научной конференции «Молодёжь и инновационное развитие России». 2008 г. Сайт Московского гуманитарного университета: www.mosgu.ru
  12. Экономическая измена Родине. Интервью с депутатом ГД РФ О. Дмитриевой «Аргументы Недели», № 4 (445) от 5 февраля 2015. [Александр Чуйков]
  13. См. Высшее образование в России. 2011. № 3. С.105.
  14. [Электронный ресурс] // Радиостанция «Эхо Москвы» 15 января 201 г. URL: http://www.politonline.ru/provocation/8638.html
  15. Криворученко В.К. Патриотизм и патриот нашего времени. // В сб. «Научные труды Московского гуманитарного университета. Вып. 138.. Изд. МосГУ «Социум», 2012. С. 8.
  16. Я горжусь тобой, Россия!» [Электронный ресурс] //Общероссийский проект «Школа цифрового века 2012/13» Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». // URL: http//festival.1september.ru/articles/587039/ (дата обращениЯ: 27.12. 2014)
  17. Я горжусь тобой, Россия!» [Электронный ресурс] //Общероссийский проект «Школа цифрового века 2012/13» Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». // URL: http//festival.1september.ru/articles/587039/ (дата обращения: 27.12. 2014).
  18. http://izvestia.ru/news/582964#ixzz3STzCB4lW
  19. http://www.levada.ru/27-05-2014/podmena-ponyatii-patriotizm-v-rossii
  20. Тырнова Н.А. Особенности формирования политических ценностей и ориентаций молодежи [Текст] // Молодой ученый. 2014. № 3. С. 757-760.
  21. http://vernadsky.tstu.ru/pdf/2013/02/20.pdf
  22. http://www.scienceforum.ru/2013/pdf/3660.pdf
  23. Официальный сайт АНО «Левада-Центр»: http://www.levada.ru/27-05-2014/podmena-ponyatii-patriotizm-v-rossii
  24. Хорина Г.П. Патриотизм как фактор успешной модернизации России. // Высшее образование для XXI века: XI Международная научная конференция. Москва, 27-28 ноября 2014 г.